Погода
Праздники
Праздники России
Вход
Статистика

Каталог файлов

Главная » Файлы » Конспекты

План-конспект урока «Берегите воду!»
17.08.2013, 17:50
План-конспект урока
по окружающему миру

Тема урока: «Берегите воду!»

Класс – 3

Учитель –Зятькова Людмила Александровна

Тема урока: «Берегите воду!»

Цели урока: обобщить знания учащихся о свойствах воды, круговороте воды, значении воды в жизни человека; рассмотреть причины загрязнения водоёмов; познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения; развивать логическое мышление, воображение, восприятие; воспитывать бережное отношение к воде; прививать интерес к окружающему миру.

Оборудование:
1) схема «Круговорот воды в природе»;
2) карточки с индивидуальными заданиями для учащихся;
3) кроссворд;
4) игра «Капли»;
5) презентация
6)учебник « Окружающий мир» 3 кл. Плешаков А.А.
7)Тихомирова Е.М., Тесты по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас. 3класс».
Ход урока:
1. Оргмомент
2. Актуализация опорных знаний.

Учитель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
1) В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
2) Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
3) На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель:
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, чтоб она –
Наша спутница всегда.
Ученики (вместе): Без меня вам не умыться,
Ни наесться, не напиться!
Учитель: Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить

3. Проверка домашнего задания

а) тест с классом:
б) индивидуальный опрос:
(4 ученика работают по карточкам с индивидуальными заданиями).
Карточка № 1
1. Впиши вместо точек пропущенные слова:
Вода при нагревании ………, а при охлаждении………. В воде растворяются ……….. вещества, поэтому вода хороший ………... Воду можно очистить с помощью ………….. .
2. Какие свойства имеют вода и воздух? Выберите из таблицы эти свойства и запишите ответ нужной цифрой.

 
Ответы
Свойства
Воздух

Вода
 
 

1 без цвета
2 без запаха
3 расширяется при нагревании
4 сжимается при охлаждении
5 растворитель
6 плохо проводит тепло

Карточка № 2
1 Вода – растворитель. Как проявляется это свойство в природе? Приведи примеры.
2. Заполни таблицу:

Карточка № 3
1. Почему реки, озёра, другие водоёмы зимой не промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений и животных, зимующих в водоёмах? Какое?
2. Составьте схему круговорота воды в природе.
Карточка № 4
1.Составь схему «Круговорот воды в природе».
2.Разгадай кроссворд:

1, 2,3 – различные состояния воды;
4 – условие, при котором вода может менять состояние.

(Ответы:
1 – жидкое;
2 – твёрдое;
3 – газообразное;
4 – температура).

4. Новая тема
1). Значение воды для людей, животных и растений.
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. - Оказывается, вода находится в опасности. Почему? Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает. Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. “- Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и расходуют её по пустякам.
Ребята, как вы считаете, а много ли воды на земле? Если посмотреть на глобус, мы заметим, что больше всего на нем голубого цвета. Это все водные пространства Земли. Значит воды на Земле просто огромное количество. Зачем же тогда воду нужно беречь? От кого охранять?
Об этом мы и узнаем сегодня на уроке.
- Водой заполнены моря и океаны. Но можем ли мы использовать эту воду?
- Какая вода нужна людям? (Пресная) А ее на Земле не так уж много.
Из каждых 100л воды на Земле -98 литров – это соленая вода. Сколько пресной воды в каждых 100 литрах? (12л)
- Даже такое небольшое количество пресной воды не может быть использовано. Большая часть пресной воды находится в виде недоступных льдов Антарктиды, айсбергов. Остальная часть пресной воды находится в реках и океанах. Но вода нужна не только для питья.
Бурное развитие промышленности в начале XX века привело к значительному загрязнению водоемов. А какая нам нужна вода? (Чистая.)
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода не пригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.
В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т. д. возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

5.Физпауза
Мы к лесной опушке вышли,
Поднимаем ноги выше!
Постояли словно цапли на одной ноге,
Постояли словно цапли на другой ноге.
Мы до ветки дотянулись,
Мы за ягодкой нагнулись,
От медведя убежали.
Вот как славно мы гуляли.
Так мы дружно шли и шли.
К берегу реки пришли.
- берега рек и озер любимое место отдыха. Я предлагает нам поудить рыбу. Он уже и удочки закинул. Поможем вытащить улов. (ученики вытаскивают из «реки» банки и бутылки)
- какой странный улов. Почему так произошло?
Теперь послушайте сказку «Жила-была – река» А.А. Рыжова.
Каждая группа должна будет ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске в 3 столбика).

1 группа.
1) Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми? Видели ли вы такую реку?
2) Какую пользу приносила река людям?
2 группа.
1) Как люди относились к реке? Правильно ли они себя вели, или нет? Почему?
2) Что случилось с горожанами когда, река ушла?
3 группа.
1) Правильно ли поступили люди в конце сказки?
2) Что они ещё могли бы сделать для реки?
Вопрос всем группам: а что вы могли бы сделать для своей реки, которая находится рядом с вами? (Обсуждение в группах, затем – выступление 1 человека от группы). Нарисуйте экологический знак, который можно установить на берегу реки? (Ответы детей).
-Давайте прочитаем что является источником загрязнения водоемов.
1)Почему её нужно беречь стр 57
Вывод: не надо загрязнять водоёмы. От загрязнения воды страдает всё живое.
2). Как охранять воду от загрязнений стр 58.
- Люди понимают, что нужно воду спасать. Для этого применяются различные меры.
Задание: Самостоятельно прочитать о том, как охраняют воду от загрязнения. (учебник с. 58) Итак, сделаем вывод: Строят очистные сооружения, создают рейды по очистке берегов рек от мусора .

3) Стихотворение Борис Заходер «Течёт река»
Первый ученик:
Течёт река. Течет река.
Течет река издалека.
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней - пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!

Второй ученик:
Течет река ... Течет река...
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне ...
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому, попробуй, передать!
Приятней плыть в живой волне
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне!

Третий ученик:
Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал!
Да нет, далеко до буйка,
Тут глубока была река.

Четвертый ученик:
Была. Вот именно - была
Была, да видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаем ...
Река становится ручьем!
Уже и лодки на мели ...
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки бьются на песке.

Пятый ученик:
Так что же с ней
Стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!

- О чём стихотворение?
- Почему в реке исчезла вдруг вода?
- Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?
- О чём напоминает каждому это стихотворенье?
- Не расходуйте воду напрасно! Берегите её! Ребята, а как мы можем помочь сохранить воду?
Не нужно без надобности держать открытыми водопроводные краны, нужно беречь и экономить каждую каплю воды. Давайте будем бережливы с водой как особым богатством. стр 59-60
6. Обобщение знаний.
Итак, сегодня мы обсудили очень важную тему «Берегите воду». Давайте повторим, те знания, которые мы получили сегодня.

1). Игра
- Попробуем помочь нашей речке с помощью чистых капель воды, но не простых, а с буквами. Вам нужно, чтобы эти капли «упали» на слова с пропущенными буквами. А затем из этих слов составить 2 предложения по теме нашего урока.

Оч…щать В…ду Нужно
Загр…знённую …довитые вещества
Б…регите В…ду

(Ответ: Нужно очищать загрязнённую воду от ядовитых веществ. Берегите воду!).

2). Решение экологических задач
Чтобы окончательно очистить нашу реку, каждая группа должна решить экологическую задачу (Каждой группе даётся карточка с задачей. Дети несколько минут думают и отвечают.)
1 группа. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?
2 группа. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?
3 группа. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
7. Итог урока. Рефлексия
- Что нового вы теперь знаете о значении воды для людей? Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях? Чем опасно загрязнение воды? Прочитаем вывод на стр 61 Мне бы хотелось отметить работу следующих ребят… ( Выставление оценок).
Домашнее задание: стр. 57-61. Подготовить ответы на вопросы. По желанию нарисовать плакат «Берегите воду!»

Приложение

Жила – была река (Н. А. Рыжов)
(экологическая сказка)

Жила – была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла не так быстро, но все ещё была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.
Шло время. Люди всё больше загрязняли Реку, и она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.
«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

1 группа. За сутки человек теряет 12 стаканов воды. Сколько человек теряет воды за половину суток?

2 группа. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 2 минуты?

3 группа. 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Сколько чистой воды приведёт в негодность 5 литров сточных вод?
Категория: Конспекты | Добавил: nilynka
Просмотров: 5439 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: